ИнфоПитер - информация о Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург - страницы истории, фотоальбом о Санкт-Петербурге, культура и архитектура Санкт-Петербурга, Пригороды Санкт-Петербурга, Ссылки в Интернете о Питере.
ИнфоПитер ИнфоПитер

Главное меню:


Санкт-Петербург на сервере ИнфоПитер:
Вступление
В глубь веков
Страницы истории
Общие сведения
Пригороды
Культура
Архитектура
Фотоальбом
Петербург на WWW
Посмотрите кое-что о пригородах Петербурга, там тоже много интересного.


ПУШКИН

Екатерининский дворец   Парки города Пушкина и сам город стали отечеством русской поэзии. В них на каждом шагу при взгляде на великолепные дворцы, павильоны, сияющие пруды, зеленые поляны и старинные аллеи, невольно вспоминаются строки великих поэтов России, вдохновленных вечной красотой.

   Пушкин (1724 - 1918 - Царское село, 1918 - 1937 Детское село, с 1937 г. - гор. Пушкин).
   Дворцово-парковый ансамбль Царского села расположен в 25 км на юг от Санкт-Петербурга.
   В XVII веке здесь на Дудоровской возвы-шенности уже находилась благоустроенная финская мыза "Саари-мойс". В 1708 году она стала царским владением и русское произношение Саарская мыза с 1724 г. превратилось в название "Царская мыза".
   В 1708 - 1724 гг. Саарская мыза - резиденция жены Петра I императрицы Екатерины Алексеевны. Для нее в 1717 - 1724 гг. по проекту И.Браунштейна и Ф.Ферстера построили двухэтажные каменные палаты и распланировали типичный для стиля барокко регулярный сад с террасами.
   С 1741 года Царское село - резиденция императрицы Елизаветы Петровны. В 1743 - 1751 году М.Земцов, А.Квасов и более всех С.Чевакинский превратили палаты в представительный дворец с церковью и возвели полуциркульные Корпуса - циркумференции, замк-нувшие парадный двор. По чертежам М.Земцова построили павильон Эрмитажа. В 1752 - 1756 гг. главным исполнителем строительных предложений Елизаветы Петровны становится архитектор Б.-Ф.Растрелли. Используя существующие строение, архитектор создал грандиозный императорский дворец - гениальное произведение русского барокко, Растрелли дал рисунки нарядной кованой решетки и ворот, которые соединили циркумференции, оформленные им в едином стиле с дворцом. Растрелли придал павильону Эрмитаж царственную нарядность и построил затейливо декорированный рельефами павильон Грот (Утренний зал). По его чертежам устроили регулярный Новый или Верхний сад (позже включен в композицию Александровского парка) и декорировали Нижний сад скульптурой.
   1760 год совпал с началом царствования Екатерины II, начался новый этап развития царскосельского ансамбля. Он шел в русле стиля классицизма - лаконичного и строгого по формам и сдержанного по декору в отличие от изощренно-нарядного барокко.
   В 1760 - 1790 годах царскосельский ансамбль дополнили произведениями А.Ринальди, В.И.Неелова, Ю.М.Фельтена, Ч.Камерона, Дж.Кваренги, И.В.Неелов.
   По проектам А.Ринальди, Екатерининский парк украсили триумфальными памятниками (Чесменская (Орловская) и Морейская колонна, Кагульский ( Румянцевский) обелиск), увековечив победы русского флота и армий, обеспечивших выход России к Черному морю. А.Ринальди - автор мраморных Орловских (Гатчинских) ворот, отметивших избавление Москвы от эпидемии чумы.
   По чертежам Ч.Камерона возвели Холодную баню. Агатовый павильон. Висячий сад с пандусом и Камеронову галерею - выдающиеся творения классической архитектуры. Дж.Кваренги для внука Екатерины II великого князя Александра Павловича построил Александровский дворец - шедевр архитектуры классицизма мирового значения.
   В.И.Неелов спроектировал здание Эрмитажной кухни, Адмиралтейства, использовав в них мотивы средневекового и восточного зодчества. Создал гранитные и металлические мосты, в том числе знаменитый Палладиев (Сибирский) мост - эталон классической архитектуры. И.В.Неелов создал павильоны - Верхняя и Нижняя ванны; Ю.М.Фельтен - Зубовский корпус Екатерининского дворца, мемориальный воинский памятник - Башню-руину и "Скрипучую" беседку.
   В 1817 году в пейзаж Екатерининского парка были вписаны чугунные триумфальные ворота, установленные по указу Александра I в память его сослуживцев - участников Отечественной войны 1812 г. В том же году в парке по проекту А.А.Бетанкура оформили родник, создав фонтан "Молочница" (Девушка с кувшином), скульптура по модели П.П.Соколова.
   В 1810 г. получила завершение планировка Екатерининского парка (пл. 100 га), гармонично сочетающая регулярные и пейзажные части в единое художественное целое.
   В 1850 годах завершилось формирование пейзажного Александровского парка (пл. более 200 га), начало которого восходит к первой четверти XVIII века. В его декоре множество построек, в оформлении которых использованы мотивы китайского искусства. В числе них - Китайская деревня и театр (А.Ринальди), Китайские мосты (Ч.Камерон), Большой каприз (В.И.Неелов).
Крестовый мостик   Во второй четверти XIX века основные работы в Александровском парке велись по проектам архитектора А.А.Менеласа. Ему принадлежат проекты монументальных парадных парковых строений (Шапель, Арсенал Монбижу, Белая башня), построек различного функционального назначения (Павильон для дам, пенсионерские конюшни, оранже-рейный комплекс), а также архитектурно-декоративных памятников "малых форм" - Грот-родник, грот, мосты. Преобладающие мотивы их оформления Менелас черпал в средневеково-готическом зодчестве.
   В 1780-х гг. арх. И.В.Неелов и садовый мастер Дж.Буш распланировали Баболовский парк (269 га), главным сооружением которого является одноименный дворец, выдержанный в духе мавританского и готического зодчества.
   В 1818 - 1822 гг. А.Менелас и Дж.Буш создали Фермерский парк (130 га), где архитектор расположил девять здании комплекса "Фермы". В 1824 - 1825 гг. по проекту Менеласа распланировали Отдельный парк (125 га). Оба парка решены в пейзажном стиле, характерном для этого периода.
   С ансамблем Екатерининского дворца и парка связано здание Лицея (1789 - 1792 гг., арх. Н.В.Неелов, 1811, перестроен под Лицей, В.П. Стасовым). Здесь прошли отроческие годы Пушкина и с той поры Царское село стало "отечеством всей русской поэзии". Дворцы-музеи и парки г. Пушкина с 1983 г. Государственный музей-заповедник.
   С 17 сентября 1941 по 26 января 1944 г. г. Пушкин находился в оккупации во время которой многие памятники архитектуры были жестоко повреждены. После его освобождения начались продолжающиеся и в настоящее время сложные реставрационные работы.
   Восстановлен в значительной степени и открыт для посетителей Екатерининский дворец-музей, комплекс Холодной бани, Агатового павильона и Камероновой галереи, возрождена регулярная часть Екатерининского парка.

Ссылки по теме:
Государственный музей-заповедник "Царское село". Обзор достопримечательностей, царскосельские новости, контактная информация Администрации ГМЗ "Царское село".

Вверх
Погода:
Погода сегодня
Погода завтра

Copyright © 2010 ИнфоПитер
webmaster@infopiter.ru